Познавательное развитие детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Беломорского муниципального района 

«Беломорский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Парус»

Познавательное развитие детей

 

 

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

В нашем реализуется программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.И. Васильевой, которая предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание и ориентировка в окружающем мире

Воспитатели нашего детского сада уделяют особое внимание целенаправленной работе по обследованию предметов практически во всех видах деятельности (общении, игре, конструировании, рисовании и других), как совместных со взрослыми, так и самостоятельных. Особое значение педагоги придают организации предметной среды, способствующей оптимальному развитию сенсорных процессов: ощущения и восприятия.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Поэтому в групповых комнатах, на территории детского сада создана развивающая речевая среда. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствует осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в этом процессе начинают играть образы памяти. Зная возрастные особенности детей дошкольного возраста, процесс обучения и воспитания в детском саду строится на разнообразии видов деятельности. Благодаря различным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, ручному труду) и конструированию дети с помощью воспитателей учатся отделять свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, что ведет к возникновению в деятельности ребенка-дошкольника категорий величины, формы, цвета, пространственных и временных отношений. Благодаря планомерной, систематической и целенаправленной работе педагогов процесс восприятия у детей становится интеллектуальным, а память - произвольной и целенаправленной.

В ряду проблем речевого развития детей выделяют две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Осваивая языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. Он приходит к норме владения языком через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог со сверстниками – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показали исследования, нужно учить. Поэтому воспитатели постоянно и целенаправленно учат детей диалогу, учат языковым играм, учат словесному творчеству, отрабатывая умения детей правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов.

Вся работа педагогического коллектива направлена на развитие у детей таких функций речи, как планирование и регулирование своих действий, на формирование у них внутренней речи. Развитие этих функций ведет к мысленному экспериментированию, в процессе которого ребенок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности, происходит своеобразный процесс саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет важное значение для становления творческой личности.

В нашем детском саду создаются все условия для развития у детей специальных способов ориентации, таких, как экспериментирование с новым материалом и моделирование: организована предметно-развивающая среда, способствующая развитию разных видов деятельности – игре, конструированию, рисованию, лепке и другим.

          Мы стремимся к тому, чтобы, благодаря содержательному общению и обучению у детей сформировался образ мира, обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивалась диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Дата последнего обновления страницы 27.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения