Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога.

Причины:

·         педагогическая запущенность Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Ребенок оказывается заброшенным:

а) очень молодая мама

б) родители днями работают

в) неблагополучная семья

Все это называется.

·         Негативные факторы во время беременности и родов. Это:

- токсикоз во время беременности;

- инфекционные заболевания и интоксикации будущей мамы;

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе крови;

- преждевременные роды, «кесарево сечение»;

- затяжные роды, асфиксия

Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается.

- один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Родителям необходимо выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

·         Негативными для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка (до 2,5-3 лет).

·         Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи).

·         Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

К обучению в первом классе необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений и навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Нарушения письма являются результатом недоразвития устной речи ребёнка. Причины данных нарушений, прежде всего, кроются в недостаточном уровне сформированности фонематического слуха и проблемах в развитии лексического и грамматического компонентов языка.

У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи. Прямая связь между трудностями в обучении грамоте и отставанием в речевом развитии прослеживается в работах многих авторов: так, А.Ф.Спирова приводит интересные данные, указывающие, что школьники с нарушением фонетико-фонематического характера в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.

Наряду с отставанием в усвоении письма дети с речевыми проблемами не овладевают в полном объеме и навыками чтения.

Все выше перечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей и пополняет ряды второгодников и коррекционных классов.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, существует необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. И в качестве необходимого условно всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных ее формах.

Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

  1. Высокая пластичность мозга.
  2. Способность всё превращать в игру.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими.
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков.

Советы логопеда.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся игры:

· На развитие мелкой моторики,

· Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

· Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха,

· Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

 

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!