Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога.
Причины:
· педагогическая запущенность Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Ребенок оказывается заброшенным:
а) очень молодая мама
б) родители днями работают
в) неблагополучная семья
Все это называется.
· Негативные факторы во время беременности и родов. Это:
- токсикоз во время беременности;
- инфекционные заболевания и интоксикации будущей мамы;
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе крови;
- преждевременные роды, «кесарево сечение»;
- затяжные роды, асфиксия
Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.
Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается.
- один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Родителям необходимо выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.
· Негативными для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка (до 2,5-3 лет).
· Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи).
· Причиной нарушений речи может быть снижение слуха.
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.
К обучению в первом классе необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений и навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Нарушения письма являются результатом недоразвития устной речи ребёнка. Причины данных нарушений, прежде всего, кроются в недостаточном уровне сформированности фонематического слуха и проблемах в развитии лексического и грамматического компонентов языка.
У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи. Прямая связь между трудностями в обучении грамоте и отставанием в речевом развитии прослеживается в работах многих авторов: так, А.Ф.Спирова приводит интересные данные, указывающие, что школьники с нарушением фонетико-фонематического характера в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.
Наряду с отставанием в усвоении письма дети с речевыми проблемами не овладевают в полном объеме и навыками чтения.
Все выше перечисленные трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей и пополняет ряды второгодников и коррекционных классов.
Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, существует необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. И в качестве необходимого условно всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных ее формах.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:
- Высокая пластичность мозга.
- Способность всё превращать в игру.
- Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими.
- Непрочность ошибочных речевых навыков.
Советы логопеда.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.
Ежедневно проводятся игры:
· На развитие мелкой моторики,
· Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
· Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха,
· Игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!